Государственное учреждение культуры
«Жлобинская центральная районная библиотека имени Н.К.Крупской»
Отдел библиотечного маркетинга
«Протянуть руку помощи: профилактика безнадзорности и правонарушений среди подростков и молодежи»
Методические рекомендации
в помощь библиотекарям по работе с несовершеннолетними,
находящимися в социально-опасном положении
Одним из приоритетных направлений в работе органов и учреждений культуры с детьми и подростками является профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так называемыми детьми «группы риска».
Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.
Деятельность учреждений культуры в этом направлении регламентируется следующими документами:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Конституцией Республики Беларусь;
- Кодексом Республики Беларусь о браке и семье;
- Законом Республики Беларусь «О правах ребенка»;
Для повышения эффективности работы по профилактике безнадзорности необходимо активизировать работу учреждений культуры по привлечению детей и подростков, находящихся в социально-опасном положении в клубные формирования по патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию, формированию художественных потребностей, интересов и вкусов, ориентированию на здоровый образ жизни.
Библиотекам, независимо от типа и направления деятельности, необходимо:
- иметь списки несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном профилактическом учете, семей из группы социального риска, находящихся в зоне обслуживания учреждения;
- для информирования детей и подростков о деятельности клубных учреждений, о наличии в них кружков, клубных формирований, проводить акции, например, «Запишись в клуб», «Стань читателем библиотеки» и другие, приглашая на них максимальное число посетителей. Рекламу и информацию о проведении подобных акций рекомендуется размещать в общеобразовательных школах, помещениях сельских администраций, местах скопления молодежи, других общественных местах. Целесообразно раздавать приглашения жителям непосредственно на улицах, привлекая для этого активных участников клубных формирований. Несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении приглашения следует вручать лично.
Библиотекам для детей и подростков необходимо проводить Дни открытых дверей и другие мероприятия, способствующие популяризации той или иной библиотеки;
- наладить тесное сотрудничество с учреждениями образования, представителями правоохранительных органов.
Рекомендации специалистам библиотек по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в культурно-досуговую деятельность через библиотечное обслуживание.
Деятельность библиотеки с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете, предполагает целый ряд управленческих, организационных мероприятий и текущую работу с данной аудиторией. Важным условием организации данной работы является информированность специалистов библиотеки о числе несовершеннолетних, состоящих на учете и месте их пребывания.
Управление:
- Планирование работы (годовой план, ежеквартальные планы) предусматривает создание комплекса мероприятий, обеспечивающих эффективность привлечения несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, в библиотеку.
- Организация системы учета работы с несовершеннолетними, состоящими на учете, предусматривает учет по всем направлениям работы: комплектование фонда библиотеки; библиотечное обслуживание; методическая работа.
- Координация работы с другими учреждениями. Сотрудничество, партнерство с правоохранительными органами, органами социальной защиты населения, опеки и попечительства, учреждениями общего, профессионального и дополнительного образования, другими учреждениями культуры предполагает налаживание связей с целью объединения усилий для достижения общих целей по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и др.
Система взаимоотношений между двумя или более партнерами предполагает:
- систематический обмен оперативной информацией;
- планирование совместной деятельности;
- проведение совместных мероприятий.
Индивидуальная работа с детьми данной категории, в том числе – по привлечению в библиотеку и к участию в библиотечных мероприятиях предполагает:
- индивидуальная беседа (беседа при записи в библиотеку, беседа при выдаче литературы, рекомендательная беседа, беседа о прочитанном и др.);
-индивидуальное плановое чтение заключается в привлечении несовершеннолетних к чтению по их интересам;
- индивидуальная культурно-досуговая программа предполагает составление плана посещения мероприятий в соответствии с интересами и предпочтениями.
В индивидуальной работе с несовершеннолетними в библиотеках чаще применяются познавательно-развивающие мероприятия:
- викторины;
- олимпиады;
- конкурсы;
- игры;
- кружки по интересам;
- секции по интересам и т. д.
Массовая работа с данной категорией предполагает реализацию планов, программ и проектов библиотеки; включает в себя приоритетные направления работы с несовершеннолетними:
- профилактика безнадзорности и правонарушений,
- правовое воспитание,
- гражданско-патриотическое воспитание,
- противодействие употреблению наркотиков и алкоголя и позиционирование здорового образа жизни,
- развитие интереса к чтению.
Практика показывает, что в работе с несовершеннолетними наиболее приемлемы такие формы мероприятий, в которых они не только могут получить новые знания, но и принять активное участие в организации, проведении мероприятия, в обсуждении интересной темы, высказать свое мнение.
Организация летнего отдыха. Задача библиотеки: в период летних каникул сформировать площадку культурного досуга подростков; обеспечить условия для интеллектуальной, творческой, общественно-полезной деятельности несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН. Интерес у подростков вызовут встречи с интересными людьми (писателями, спортсменами, актерами, предпринимателями, знаменитыми земляками), вызывающими у подростков реальный интерес к их жизни, работе, творчеству. При подготовке мероприятий необходимо учитывать социально-психологические особенности развития несовершеннолетних, основные интересы и виды деятельности, методы работы в библиотеке, соответствующие подростковому, юношескому возрасту.
Итак, наиболее эффективной работа по вовлечению несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН, в культурно-досуговую деятельность средствами полезного и развивающего досуга станет если:
- будет использоваться личностный и творческий потенциал несовершеннолетнего, его активное участие в проведении культурно-массовых мероприятий;
- будут расширены границы культурного пространства за счет посещений учреждений культуры и искусства, участия в городских спортивно-культурных праздниках, конкурсах, фестивалях;
- будут созданы любительские объединения по интересам с элементами самоуправления, где несовершеннолетние смогут сделать собственный выбор занятий при поддержке опытного наставника;
- будет организован досуг несовершеннолетних вместе с семьей, как фактор сплочения семьи, сближения ее интересов, оздоровления ее микроклимата;
Необходимо помнить: всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку.