Herb

Государственное учреждение культуры

 «Жлобинская центральная районная библиотека имени Н.К.Крупской»

Отдел библиотечного маркетинга

  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации летнего чтения и отдыха детей и подростков в библиотеке

Время в жизни школьников, именуемое «каникулы» самое долгожданное. Всем хочется отдохнуть, как следует набраться сил, получить новые впечатления, завести новые знакомства. И все это надо успеть до начала нового учебного года. Распределить свое свободное время школьнику самому весьма трудно. В первую очередь, это, конечно же, обязанность родителей.

Многие начинают планировать отдых ребенка, и заботиться обо всем заранее: одни, покупают путевки в летние лагеря отдыха, другие, предпочитают экскурсионные туры, а кто-то использует свой отпуск для совместных туристических походов. Как говорится, каждый выбирает по своим возможностям. Ориентируясь на этот факт, многие родители предпочитают менее затратный, но все-таки организованный досуг своих детей на летних площадках образовательных учреждений и в библиотеках.

Лето – время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Каждый день, каждый час летних каникул удивителен и неповторим. Организовывая свою жизнь, свою деятельность, дети умнеют, духовно богатеют, становятся лучше.

Чем занять ребят во время каникул? Каким образом организовать досуг детей? Правильно организованные прогулки, экскурсии, походы станут эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут сочетаться с чтением детской литературы, участием в викторинах, играх, различных конкурсах и соревнованиях.

Летние каникулы – уникальная возможность привлечения к книге новых читателей, создания пространства творчества и приятного общения с литературой для всех желающих.

Атмосфера в библиотеке в летний период отличается от обычной. Во-первых, периодически появляются выставки книг летней тематики, во-вторых, необходимо организовать зону для творчества детей. Это может быть небольшой уголок, где достаточно поставить столик, чтобы небольшая группа детей могла одновременно заниматься творчеством, расположив на столе бумагу, карандаши, краски, фломастеры, пластилин, природные материалы, клей, ножницы. Здесь же можно организовать книжную выставку с литературой по вырезанию, лепке, рисованию, изготовлению предметов из природного материала, аппликации. Хорошо, если в библиотеке будет организовано место для мелкого ремонта книг и созданы условия для игры, раскраски, разгадывания загадок, ребусов и кроссвордов, т.е. место проведения досуга со сверстниками. Во время каникул нужно устраивать больше конкурсов (рисунков, стихов, коллекций, фотографий и т.д.).

Чтобы дети и подростки не воспринимали летний период как время отдыха не только от школы, но и от библиотеки, библиотекари должны продумать систему мероприятий по привлечению в библиотеку постоянных читателей и ребят, приехавших в данный населенный пункт только на лето.

Хорошо, если будет составлена план летних мероприятий для детей разного возраста.  Желательно провести в библиотеке и школах анкетирование среди детей и их родителей. Ответы на вопросы подскажут, как лучше провести летнюю программу, какую тему взять в этом году, какие задания и призы больше нравятся детям. Чтобы привлечь большее количество участников программы, можно дать информацию в виде красочного объявления в библиотеке и в школе.

При составлении летних планов надо помнить о том, что наиболее актуальными для детей в данный период являются такие темы, как экология, краеведение, основы безопасности жизнедеятельности, здоровый образ жизни и нравственность.

Для привлечения внимания детей и их информирования о летних мероприятиях, многие библиотеки распространяют листовки и буклеты с рекламой и программой летних мероприятий. В  библиотеках обязательно размещаются афиши с расписанием летних мероприятий.

Одной из составных частей каждого мероприятия, запланированного в рамках летней программы, является библиотечная книжная выставка.

Книжная выставка – это неотъемлемое звено рекламы книжного фонда библиотеки.

В летний период времени книжные выставки должны отражать летнюю тематику: «Мы идем в поход», «Грибнику и ягоднику», «Солнечное летнее чтение», «Лето – время читать, восхищаться и спорить», «Лучший отдых с пользой для ума», «Как твои сверстники проводят лето», «Летнее приклю-Чтение», на которых можно представить книги не только современные, но и любимые книги старшего поколения.

Также в период летнего отдыха будет актуальна организация интерактивных выставок, приглашающих читателей к общению, диалогу, поиску информации: «Доброй сказке – добрый час», «С героями книг вокруг света», «Летний хит-парад», «Детское чтение на все настроения», «Нескучное чтение», «Читай, смекай, отгадывай», «Там, на неведомых дорожках», «Прочтите с удовольствием», «Когда ты идёшь по тропинке лесной, вопросы тебя обгоняют гурьбой» и др.

Привлекут внимание читателей и выставки коллекций, фотографий, рисунков о лете, походах, приключениях, чтении летом и других интересных летних занятиях.

Надо помнить и о том, что детям на лето были выданы задания по внеклассному чтению.  Библиотеки должны четко информировать своих читателей о книгах по внеклассному чтению в соответствии с теми планами, которые учащиеся получили в школах, уходя на каникулы. С этой целью в библиотеках необходимо оформить: выставки-советы, выставки-рекомендации: «С книгой летом не расставайся», «Буковка за буковкой», «Литературная радуга», «Лето у книжной полки». «Азбука твоего успеха», «Как научить учиться» и другие.

Необходимо использовать всевозможные акции, в период действия, которых библиотеки должны стать территорией активного продвижения чтения. Во время проведения акций «Читаю я! Читаем мы! Читают все!», «Настроение с книгой», «Мы читаем и растём!», «Час доброй книги!», «Лето открытых дверей и открытых книг!»  повышается престиж чтения, книги, библиотеки, привлекается внимание общественности к проблемам чтения. Праздничный настрой создаётся за счёт красочного оформления библиотечных помещений: баннеры, стенгазеты, книжные выставки, дополненные символикой акции. Всё это формирует особую атмосферу.

Во время проведения акции «Через чтение к успеху» можно организовать круглый стол с участием представителей культуры, образования, здравоохранения, СМИ и учащихся; интернет-голосование «Лучшая книга – любимая книга»; конкурс на лучшую рекламу в поддержку чтения; распространение сувенирной продукции со слоганом акции; презентации и обзоры книг в пришкольных лагерях и библиотеках. В рамках акции «Лучшие книги для нового поколения» можно провести литературный конкурс «Лидер летнего чтения», выставки-рекомендации «Советую прочесть друзьям», «Лучшие книги для нового поколения», литературную игру «Всезнайки на книжной полке», час фантазии и творчества, разработать рекомендательные списки «Круг детского чтения», «Нежный возраст: лучшие книги для подростков» и др.

В рамках таких акций осуществляются мероприятия, направленные на воспитание читательской культуры и потребности к регулярному чтению, знакомящие с творчеством разных писателей, развивающие познавательные способности детей.

Проведение досуговых мероприятий вне стен библиотеки – важнейшая тенденция в организации работы библиотеки летом.

Возможно создание при библиотеках мобильных читательских театров, агитбригад, которые будут выступать с программами на открытых площадках. В летний период времени можно использовать такие формы обслуживания, как читальный зал под открытым небом, выездной читальный зал, летний библиотечный дворик. Рассчитанная на детскую и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр, познавательных викторин, интересных конкурсов.

Библиотеки открывают передвижные библиотеки в школьных лагерях дневного пребывания. Отдыхающих там ребят приглашают в стены «книжного царства», где знакомят с новинками литературы, детскими газетами и журналами.

Во время летних каникул многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно организовать школу «Юного библиотекаря», «Уголок книжного Айболита», кружки по ремонту книг «Книжкина больница», провести акцию «Живи долго, книга!», можно привлечь детей даже к редактированию каталогов и картотек.

Решая задачу привлечения детей к чтению, библиотеки способствуют развитию литературных и творческих способностей. Особенно популярны летом конкурсы рисунков на асфальте: «Ах, это лето!», «Пусть всегда будет солнце», «Рисунок на асфальте». Летом можно организовать творческую мастерскую «Пестрый городок», на базе которой дети будут рисовать, лепить, вырезать, изготовлять поделки из природного материала. Результатом работы творческой мастерской станет выставка детского творчества «Природа и фантазия» и выставка рисунков «Сказочная страна».

Ещё одна действенная форма работы по изучению и привлечению читателей ─ это анкетирования и блиц-опросы, которые проводятся не только среди детей, но и среди родителей. Например: «Чтение – это…» (продолжи), «Является ли чтение стимулом для творческого развития читателей?», «Библиотека, Вы и Ваш ребёнок» (блиц-опрос, для выявления востребованности программы летних чтений), «Читаем или как?»,  «Библиотека – это…».

 ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕГО ЧТЕНИЯ

Чем заполнить свободное время детей и подростков, как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлены летние программы.

На смену отдельным мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых отражается все многообразие тематических направлений работы,  с учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко всем проводимым мероприятиям.

Вот названия некоторых программ летнего чтения: «Лето книжное, будь со мной», «Чемоданное настроение: возьми книгу в дорогу», «Наш нескучный книжный мир», «Крутые книжные горки», «Литературный ералаш», «И любимые герои не покинут нас с тобою», «По волнам непрочитанных книг мчится летом мой парусный бриг!», «Проказы и шалости – признак ума и удалости!», «За плечами школьный класс – впереди всё лето!», «Что на градуснике? Лето!», «Лето с книгой»; «Литературные странствия юного читателя»; «Читай, играя»; «Лето с книгой в рюкзаке»; «Мы с друзьями не скучаем, а играем и читаем»; «Книжное лето»; «Мы хотим, чтоб ваше лето было книгами согрето!»; «Девчонки и Мальчишки читайте летом книжки!», «Удивительные каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето, книга, я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».

Программа чтения на лето может быть так жестко структурирована или настолько неформальна, насколько это будет нравиться организаторам. Многое зависит от населения и от позиции библиотекаря, но есть основные принципы, которых нужно придерживаться в любом случае:

• Программа должна быть простой. Персонал должен использовать рабочее время на то, чтобы помочь детям найти нужные материалы и получить удовольствие от прихода в библиотеку, а не для назидания и слежки за соблюдением ими правил.

• Правила должны быть обоснованными и простыми, они не должны помешать кому-нибудь принять участие в программе?

• Если Вы используете систему стимулов, то помните: слишком жесткий конкурс может привести к стрессу или обернуться разочарованием.

• Для одного ребенка прочесть одну книжку и получить от нее удовольствие – такое же достижение, как для другого – прочесть 25 книг. Обязательно пригласите на заключительный праздник всех, кто прочел хотя бы одну книгу.

• Дайте возможность каждому ребенку получить удовлетворение от своих успехов и почувствовать желание продолжать.

• Никогда не присуждайте призы за число прочитанных книг. Если Вы хотите поговорить об этом, не выделяйте никого. Назовите общее число книг, прочитанных группой.

Рекламировать свою программу так же важно, как и планировать ее. Прекрасно спланированная программа, о которой никто ничего не знает, никому добра не принесет. Дети не смогут присутствовать, если не узнают о программе, а родители и учителя не смогут побуждать детей к участию, если они тоже ничего не узнают. Учитывайте всех, на кого рассчитана Ваша программа, и используйте все возможные методы, чтобы оповестить их о том, что Вы собираетесь сделать.

© Жлобинская центральная районная библиотека имени Н.К.Крупской 2018-2020 Яндекс.Метрика